На новосибирцев обрушилась волна мошенничеств с путевками — туроператоры составляют «черные списки» и предсказывают шквал банкротств. В Новосибирске случился бум закрытий туристических агентств. Туроператоры уверяют, что самое страшное еще впереди: число агентов-должников, не перечисляющих деньги за купленные путевки, постоянно растет. С начала месяца прекратили свою деятельность сразу два турагентства. В скандальном случае с «АБВ-ТУР» пострадали простые туристы: около 20 человек остались без денег и без отпуска на майские праздники. Почему у турагентов кончаются деньги, какую роль в этом играют туроператоры и туристы, как защитить свой отпуск от мошенников и сколько их уйдут с рынка в этом году, читайте об этом в нижеследующем материале.
За последние две недели сразу два турагентства — «АБВ-ТУР» и «Бекар-Турс» — ушли с рынка вместе с деньгами обманутых туристов. В Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) уверены, что закрытие турагентов в дальнейшем лишь участится: компании накопили огромные долги перед операторами и с трудом закрывают текущие заявки на туры. История ухода с рынка «АБВ-ТУР» наиболее показательна. Компания, по словам источника, близкого к «АБВ», начала работать около 2 лет назад. За это время ей удалось накопить солидную базу клиентов, однако затраты на рекламу и аренду офиса оказались непосильными. Директор «АБВ-ТУР» Евгений Кодничанский отказался общаться с редакцией НГС.Бизнес. В интервью другим СМИ он заявил, что деньги у «АБВ-ТУР» кончились, сам он в возрасте 24 лет попал с сердечным приступом в больницу, но как только выздоровеет, тут же продаст некое имущество и рассчитается с долгами.
Система продажи туров конечному потребителю состоит из нескольких участников. Первое звено — своеобразная фабрика туров: туроператор. Он формирует готовое предложение, состоящее из перелета, трансфера, отеля и экскурсий. Собственной розницы у крупных туроператоров нет. Сформированные пакеты они продают через посредников — турагентов, которые можно сравнить с магазинами. Сюда приходят покупатели, сравнивают предложения разных туристических «фабрик» и покупают то, что им больше нравится.
«Мне мама оставила в наследство квартиру в Академгородке, — рассказывает директор закрывшегося турагентства Юлия Ермакова (имя изменено. — К.М.). — Мы с мужем продали эту квартиру и открыли свое турагентство, потому что до этого я уже работала в туристической сфере наемным менеджером и думала, что знаю, как все работает». По словам Юлии, за каждый проданный тур операторы платят агентам 10–13% комиссии.
«Если путевка стоит 30 тыс., ее покупает семья из 3 человек, то доход агентства с такой продажи — 9–10 тыс. руб., — объясняет Юлия. — Если каждый день продавать по одной путевке на троих за 30 тысяч, то оператор заплатит 300 тыс. Бывало, мы продавали и больше. Погорели на двух вещах. Сначала раздали большие скидки в расчете на лояльность постоянных клиентов. Ошиблись: люди возвращались к нам, но требовали еще больше скидок. Не 5%, а все 10%. Отказываешься — человек уходит. Тогда мы потратились на рекламу с упором на то, что у нас недорого. Цепочка замкнулась». Через 2,5 года после открытия агентства Юлия отправила в путь последнего туриста, закрыла долги перед операторами и решила уйти с рынка. «Осталась без квартиры, без денег, но с опытом, — вспоминает предприниматель. — В турбизнес я еще вернусь, сейчас занялась более прибыльным бизнесом — открыли пивной магазин».
«Маржинальность турагентского бизнеса — минимальная, — говорит директор новосибирского офиса TezTour Галина Машухова. — Рынок прозрачный: мы платим им 10%. Если агент всю маржу отправляет на скидку, которой заманивает клиента, то ему нечем платить аренду и зарплату». «В турбизнесе есть большой соблазн залезть в оборотные средства: взять деньги с туристов, раздать скидки, отдать зарплату, аренду, оплатить рекламу, положить себе в карман, а с туроператором расплатиться со следующего заказа, — объясняет директор «Глобус-Тура» Елена Лукьянова. — Этого нельзя делать ни в коем случае, бизнес прогорит, потому что это пирамида».
Количество агентств-пирамид, по данным НАТО, не поддается подсчету, а их суммарный долг — миллионы рублей. «Потенциальных банкротов не один десяток, но публикация названий таких агентов убьет бизнес», — добавляет г-жа Лукьянова. За год количество турагентов, работающих с крупнейшим в Новосибирске туроператором Pegas Turistik, сократилось с 2600 до 961. «Мы заметили, что число недобросовестных агентов растет, еще в прошлом году, — говорит директор по туризму новосибирского «Пегаса» Марина Безрядина. — Долги копились, пошли первые банкротства. В январе этого годы мы полностью обновили базу агентов, сократили доступ к нашей базе туров более чем в 2 раза». Другие операторы также начали чистку базы агентов и периодически сверяют собственные «черные списки» с конкурентами.
Отчасти действия «Пегаса» вызваны действующей судебной практикой: пострадавшие от деятельности агентов клиенты подавали иски к туроператорам и иногда выигрывали. В Новосибирске такой прецедент создали клиенты «С-Тура», которые через суд добились компенсации от «Пегаса». Это решение сейчас оспаривается, а директор «С-Тур» попал под уголовное дело о мошенничестве. Туроператоры считают, что и в дальнейшем пропажа турагентов с деньгами туристов будет квалифицироваться по этой статье Уголовного кодекса.
Пострадавшие от действий фирмы Евгения Кодничанского подали заявления в полицию и утверждают, что молодой бизнесмен на приеме у следователя уточнил, что закрыть долги перед клиентами поможет продажа гаража. Практически все пострадавшие не получили от «АБВ-ТУР» полного пакета документов: кому-то не давали договор, кому-то — чек, кто-то вообще просто оставил деньги и ушел.
«Туристам нужно знать, что первый документ, который нужно требовать от агента, — договор с указанием названия турагентства, туроператора, который сформировал тур, и стоимости тура, — говорит Галина Машухова. — Второй документ — кассовый чек. Не расписка, не товарный чек, а кассовый». «Уже давно по номеру заказа, имени, фамилии, других данных на сайте любого крупного туроператора можно проверить статус вашего заказа: знает о нем туроператор или нет, перечислил ли агент деньги», — добавляет Марина Безрядина.
«Я думаю, что агентская розница — не самый выгодный, но очень романтичный вид бизнеса, — резюмирует Юлия Ермакова. — Все хотят продавать мечту, отдых, путевки в теплые страны, но не все умеют. Если бы в этом бизнесе были бы сверхприбыли, то туроператоры давно бы заняли эту нишу». Операторы косвенно соглашаются с неудачливой бизнес-вумен: планов по открытию собственных салонов продаж у крупных операторов нет. «Это как хлебозаводу строить свои магазины, — проводит аналогию Галина Машухова. — Бессмысленное занятие. Проще и правильнее завозить хлеб в супермаркеты». Кирилл Маковеев Фото thinkstockphotos.com |